Владимир Иванов: «У Политеха особая аура»

Владимир Иванов окончил Политех в 1978 году. Сегодня он генеральный директор компании «Меджитал», доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы и лауреат премии Правительства России. Преподаёт в Высшей школе теоретической механики и математической физики ФизМеха.
А ещё он не забывает помогать своей альма-матер и является благотворителем эндаумент-фонда СПбПУ. В прошлом году Владимир Михайлович получил благодарность и памятную медаль Политехнического университета за многолетнее плодотворное сотрудничество с вузом и содействие развитию Фонда целевого капитала.
Чем захватила юного ленинградского абитуриента механика? Кто повлиял на формирование личности будущего учёного? Что представляла собой научная деятельность в «лихие девяностые»? Как найти любовь в университете и создать целую династию политехников? И кому Владимир Иванов благодарен в своей судьбе? 

— Владимир Михайлович, почему вы решили поступать именно в Политех?

— Ещё в школе я буквально бредил механикой. Меня поразила красота, стройной и логичность этой науки, а также её способность объяснять устройство мира. В десятом классе я самостоятельно изучил вузовский учебник Семёна Михайловича Тарга «Курс теоретической механики». Поэтому у меня был выбор только между матмехом ЛГУ и физмехом ЛПИ.

Конечно, не последнюю роль сыграл вид главного здания Политеха, парк и портреты великих учёных. Но, пожалуй, завершающий аргумент в его пользу — это выступление на Дне открытых дверей профессора Анатолия Анатольевича Первозванского. Именно обаяние этого видного учёного с окладистой бородой и шикарной курительной трубкой предопределило мой выбор — поступать только на кафедру Анатолия Исаковича Лурье «Динамика и прочность машин»!

— Не буду спрашивать, удалось ли это вам, а спрошу, было ли трудно?

— Да, вы угадали. Мне это удалось. Тогда считалось, что на неё поступить почти невозможно. На кафедре работали семь докторов наук, и абитуриенты рвались именно туда. И когда объявили результаты моих вступительных экзаменов (19,8 из 20 возможных с учётом среднего балла аттестата), то это был настоящий день триумфа, а эмоции меня просто захлестнули — цель достигнута, я — студент!

— Когда вы окончили Политех и начали в нём работать?

— С 1 марта 1979 года я приступил к работе на кафедре «Колёсные и гусеничные машины» энергомашиностроительного факультета, с окладом 105 рублей. Через несколько месяцев его повысили до 130 рублей, и эмоции меня опять захлестнули! Поэтому проработал я там аж до 1995 года.

— И было что вспомнить за эти 16 лет?
— Конечно. Во-первых, очень дружный коллектив. Походы в чебуречные, поездки за грибами и ягодами, волейбол, защиты диссертаций — всё это создавало очень комфортную атмосферу.

Во-вторых, это был мой первый опыт работы над реальным проектом. Совместно с Александром Дмитриевичем Элизовым и Александром Дмитриевичем Самойловым мы взялись за разработку самоходного инвалидного кресла, способного перемещаться по лестницам. Это был мой первый предпринимательский проект, который начинался совсем без денег, на одном энтузиазме. Когда наш действующий макет показали в программе «600 секунд», я понял, что такое сила телевидения. И мне тогда действительно удалось найти финансирование в Смольном. И тогда я впервые услышал в свой адрес слова руководителя конструкторского бюро Обуховского завода П. М. Брука (там брались за изготовление промышленного образца): «Вы удивительно везучий человек. Вы не знали, что это было сделать невозможно. Наверное, поэтому у вас всё и получается».

Я даже организовал тогда стажировку в США. Мы поехали в компанию по изготовлению средств инвалидной техники, чтобы найти финансирование и партнёров для реализации проекта. Конечно, не всё удалось. Разочарований тоже было немало. Оказалось, что бывают люди и компании, которые после феерических обещаний, а затем и после перечисления денег ничего не делают. Но это был бесценный опыт. А счастье быть «человеком, который не знает, что этого сделать нельзя, и поэтому у него всё получается» осталось со мной на всю жизнь.

И, в-третьих. Преподавательская и предпринимательская работа не помешали мне защитить кандидатскую и докторскую диссертации. За эти предоставленные возможности я также благодарен кафедре «Колёсные и гусеничные машины».

— И почему же вы всё-таки покинули кафедру, о которой у вас столько положительных воспоминаний?
— После защиты докторской надо было выбирать дальнейший путь. Мне захотелось перевернуть эту страницу и начать с чистого листа. Таким чистым листом, как мне показалось, могла бы стать организация новой кафедры, которая возьмёт лучшее из моего опыта работы на кафедрах физмеха и энергомаша. С этими мыслями я пришёл в Институт международных образовательных программ, ИМОП.

Тогда это был ещё МЦО (Международный центр обучения — Прим. ред.), который возглавлял мой бывший дипломник Дмитрий Германович Арсеньев. Человек, сыгравший большую роль в моей жизни. Наверное, точнее будет сказать, что мы оба сыграли в жизни друг друга большую роль. Тогда МЦО — это была чисто предвузовская подготовка иностранных граждан к учёбе в России. А Дмитрию Германовичу удалось преобразовать центр в институт и открыть несколько выпускающих кафедр, одну из которых я и возглавил. Она называлась «Информационные технологии в дизайне».

— И чем же она отличалась от других многочисленных кафедр Политеха?
— Нам удалось сохранить основной костяк преподавателей, которые далеко не все были готовы к новой жизни. А также удивительную ауру ИМОПа тех лет — семейную атмосферу, совместные праздники, цветы на окнах и в коридорах, пение под фортепиано... Также мы смогли привлечь на кафедру топовых профессионалов своего дела (по IT-технологиям, дизайну), которые в то же время разделяли наши взгляды на совместную работу.

К тому же мы задали максимальную планку. Кафедра стала узнаваемой в Санкт-Петербурге, России и мире. И неудивительно, что через некоторое время мы уже посылали своих студентов и преподавателей на стажировки в США, Великобританию, Францию, Германию, Финляндию, Италию, Китай, Японию. Принимали у себя иностранных студентов и преподавателей. А сама кафедра вошла в престижный международный союз CUMULUS, объединяющий ведущие вузы мира в области дизайна, компьютерной графики и анимации. Заказчиками наших студенческих проектов были Эрмитаж, Русский музей, музей-заповедник «Петергоф» и другие выдающиеся организации.

— Вы возглавляли кафедру около 20 лет. Почему решили перевернуть и эту страницу?
— Стечение различных обстоятельств. Сейчас кафедрой руководят другие люди, и мне хочется пожелать им успеха в этом непростом деле. Однако сейчас это совсем другая кафедра. В своё время главный режиссёр БДТ Георгий Александрович Товстоногов говорил, что «театр — это авторская работа, и с моим уходом уйдёт и мой театр». Мне представляется, что кафедра — это тоже авторская работа, поэтому неудивительно, что сейчас она другая.

— И на какой же странице вы находитесь сейчас?
— Я занимаюсь разработкой и продвижением интереснейшего проекта «Навигационная система для хирургии на базе технологий дополненной реальности». Для этого понадобилось открыть собственную компанию «Меджитал». Когда-то этот проект начинался как тема моего дипломника Сергея Васильевича Стрелкова, который и сейчас вместе с нами. Оказалось, что это безумно интересно. Кстати, здесь очень пригодились навыки продвижения проекта с инвалидной коляской. Нам удалось получить гранты Фонда содействия инновациям, Фонда «Сколково» и РНФ, победить в конкурсе «Новаторы Москвы», завоевать золотые медали на самых престижных форумах. Мне всегда говорили, что разработать в России что-либо легко, а вот внедрить — практически невозможно. Но я счастлив тем, что я не знаю, что это сделать невозможно.

— Расскажите более подробно, что удалось сделать? Как успешно эта технология внедряется в России? А может быть, и за рубежом?
— Во-первых, на наш программно-аппаратный комплекс удалось получить Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от Росздравнадзора.

Во-вторых, проект весьма серьёзно продвигался как в СМИ, так и на крупнейших форумах, выставках, конференциях. Проект показали трём министрам — Сергею Кужугетовичу Шойгу, Михаилу Альбертовичу Мурашко и Дмитрию Сергеевичу Мантурову. Все они дали высокую оценку и подтвердили, что «это технологии будущего». Также проект рассмотрели на экспертном совете Госдумы по вопросам развития здравоохранения в России.

В-третьих, по разработанной технологии сейчас уже проведены сотни операций в ведущих медицинских центрах страны.

В-четвёртых, 9 мая, в День Победы, что очень символично, планируется проведение первых операций в Анкаре. Состоялись успешные переговоры на уровне министерств здравоохранения Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов по внедрению нашего комплекса в странах Персидского залива.

В-пятых, важно отметить, что сами медики не только увидели в разработанном комплексе удобный и уникальный инструментарий для проведения операций, но и отметили огромный потенциал разработки для обучения как хирургов, так и студентов-медиков.

И, наконец, в-шестых, по запросу медиков (в том числе занимающихся военно-полевой хирургией) и просто по запросу нынешнего времени нам удалось на базе китайских комплектующих разработать действующий опытный образец российских очков дополненной реальности, которые сейчас проходят многочисленные испытания. Конечно, до их серийного производства ещё неблизко, но процесс уже идёт в заданном направлении.

— Сейчас вы активно взаимодействуете с Политехническим университетом, в частности с эндаумент-фондом СПбПУ. Почему в 2023-м году вы приняли решение о формировании целевого капитала «Развитие инновационных проектов»?
— В Политехе постоянно рождается большое число интереснейших стартапов. Я считаю, что мне удалось пройти путь от начального стартапа до эффективно работающей компании. И этот путь не был усыпан лепестками роз. Поэтому мне захотелось помочь другим стартапам становиться на ноги и развиваться. Для этого и был учреждён целевой капитал «Развитие инновационных проектов».

Это межфакультетский (межинститутский) капитал, из которого можно будет поддерживать интересные стартапы любых подразделений Политеха. Мне очень хочется верить, что и другие успешные и состоявшиеся люди из Политеха, включая выпускников, поддержат это начинание.

— Кто из политехников сыграл важную роль в вашей жизни?
— Самое интересное, что я сейчас вдруг осознал, что все самые значимые люди Политеха в моей жизни были связаны с кафедрой Лурье «Динамика и прочность машин». Во-первых, это моя жена Елена Гелиевна Иванова.

Мы учились с ней на кафедре в одной группе, и вот уже больше 40 лет вместе. Причем вместе и на работе — она доцент Высшей школы теоретической механики и математической физики. Я думаю, что без её терпения, заботы и любви я вряд ли был бы счастлив и успешен. Я рад, что её любят студенты, занятия нередко заканчиваются аплодисментами, а на доске появляются отзывы «Я люблю теоретическую механику!»

Во-вторых, это, конечно, мои дочери, которые тоже окончили Политех: директор Высшей школы производственного менеджмента доктор наук, профессор Ольга Калинина и предприниматель Анна Тюхменева.

Пусть они не во всём похожи на меня, но в главном они состоялись. Та же система ценностей, целеустремленность и любовь к людям. Без любви ничего нельзя сделать. Это наш общий принцип.

Совершенно особое место в моей жизни занимает профессор кафедры «Динамика и прочность машин» Олег Юрьевич Кульчицкий. Этот человек привил мне любовь к науке и жизни. Я говорю «занимает», хотя его уже давно нет. Но это правильное слово. Такого друга и наставника мне больше не посчастливилось встретить.

Я бы также хотел выделить руководителя административного аппарата ректора доктора наук, профессора Владимира Викторовича Глухова. Он также окончил кафедру «Динамика и прочность машин». Общение с ним было разным. Однако его мудрость и человеколюбие, возможно, скрытое от других, сыграли огромную роль на перепутьях моей жизни.

Ну и, наконец, сейчас меня судьба тесно связала с директором Высшей школы теоретической механики и математической физики членом-корреспондентом РАН Антоном Мирославовичем Кривцовым. Как вы понимаете, он тоже окончил нашу знаменитую кафедру. Яркий человек, и в этом мы с ним похожи. А ещё похожи в умении делать дело, добиваться самых высоких целей, любить людей и создавать удивительную семейную атмосферу на работе.

— Что бы вы хотели пожелать Политеху?

— Политех велик. Хочется пожелать ему продолжения величия, значимости, научных прорывов. И, конечно же, любви к людям. Аура Политеха, в моём понимании, предполагает, что людям должно нравиться находиться в этих стенах, в этом парке, в этом величии.

По материалам media.spbstu.ru