4 апреля 2015 года, 14-00.41-я аудитория I учебного корпуса СПбПУ.
Аудитория постепенно заполняется народом. Народ – это люди уже почтенного возраста, возрастного диапазона, примерно, 72-х – 80-ти лет. Юбилейную встречу открывает Нина Антоновна Ралецкая - бессменный организатор и вдохновитель всех курсовых встреч. Проводится подгрупповая перекличка сокурсников (собралось около 65-ти человек). В память о тех, кто уже ушел из жизни, звучат их фамилии и имена, объявляется минута молчания (ушло из жизни примерно 62 человека).
С интересными воспоминаниями о тех студенческих годах выступила Голубева Неля Николаевна. "Волна памяти" подхватила и меня, поскольку, будучи выпускником 1973 года, я хорошо помню те, "приснопамятные" времена и мне дороги все эти "исторические мелочи", о которых вспоминала Неля Николаевна.
Проведение этого мероприятия было запечатлено съемкой видео-оператором ПОЛИТЕХА.
От СПбПУ на официальных торжествах приняли участие Директор Департамента корпоративных общественных связей, руководитель Центра по работе с выпускниками, А.Н. Кобышев; Замдиректора ИММиТ по учебной работе В.Ю. Клюкин; Замдиректора ИММиТ по работе с выпускниками Е.В. Заборский.
Выпускникам-юбилярам университет подготовил памятные сувениры.
Информацию о встрече подготовил Замдиректора ИММиТ по работе с выпускниками Заборский Е.В.
С чего начинался наш неповторимый, замечательный курс?
В 1959 году на механико-машиностроительный факультет ЛПИ им. М.И. Калинина прошло по конкурсу 250 самых способных, самых умных абитуриентов, которые стали студентами 1 курса.
Представлены были 58 городов и республик нашей необъятной Родины, СССР. Разница в возрасте составляла 17 лет.
Наш курс состоял из двух потоков
Один поток, так называемые школьники - это те, кто не имел стажа по избранной специальности.
Это обернулось им годом двухсменной работы станочниками, сварщиками, контролерами ОТК, слесарями и другими рабочими профессиями на заводе "Красный Октябрь", который и по сей день находится на Площади Мужества.
После второй смены нередки были романтические возвращения в родной 4-а корпус через парк Лесотехнической Академии.
В свободное от работы время мы, считаясь студентами дневного отделения, занимались на 1-ом курсе днем или вечером, в зависимости от того, в какую смену мы работали.
За почти год работы на заводе мы прошли обучение рабочим специальностям, получили рабочие разряды. Трудовые книжки у нас выписаны с 1959 года.
Надо отметить, что работа на заводе давала нам некоторую финансовую самостоятельность. Зарабатывали мы побольше, чем получаемая первокурсниками стипендия в размере 29 руб., в ценах 1961года. И, как бы это ни звучало сейчас, кредитовали до стипендии наших товарищей. Правда, наши родные не могли понять, на каком отделении мы учимся: на дневном или на вечернем.
Крепко и беззаботно спали вчерашние школьники в раздевалках на заводе во вторую смену, на лекциях.
А в это время те, кто имел заветный стаж по специальности, не спеша восстанавливали в памяти школьные знания и потихоньку принимались грызть гранит вузовской науки.
Но нас крепко объединяло, еще со времени абитуриентов, наше дорогое и любимое общежитие, наш родной дом, корпус 4-а, Лесной 65, из открытых окон, которого. на весь студгородок доносилось "Красную розочку я тебе дарю", "Ландыши", "Курица не птица- экономистка – не Политех". Наша кормилица фабрика- кухня, наш очаг культуры - Клуб ЛПИ.
И чем же мы жили между 1-м и 6-м курсами?
В общежитии это были комнаты с проживанием по 4, а потом по 3 человека, ночные бдения в учебках на этажах, в чертежках. Это были утренние винегреты с сарделькой по 3 копейки в буфете у Зины, взятие штурмом трамвая девятки, когда весь студгородок в одно время рвался за знаниями
После занятий, когда наполненные знаниями, но голодные студенты возвращались из вуза, спрыгивали на "интеграле" с трамвая. Бегом на фабрику – кухню. Бесплатный хлеб и горчица поддерживали наши стройные фигуры. Котлеты по 17 копеек, абонемент на обеды на месяц, которые покупались сразу после получения стипендии каждого 23 числа, абонемент - это хоть какая-то гарантия пообедать хотя бы раз в день. Были случаи объединения в коммуны с совместным приготовлением и поеданием обедов и ужинов.
Бытовые условия были самые скромные. Бытовка, туалет, умывальник по одной штуке на каждом этаже. В бытовке несколько газовых плит. Меню каждого приготовляемого блюда было известно всему этажу. Баня для помывки - на ул. Александра Матросова.
Мы не скучали. Развлечения в виде маленького телевизора с непременной в то время линзой в телевизионной комнате, которая становилась комнатой для танцев, романтических и всяких других приключений и воспоминаний.
Очень памятные события проходили в общежитии: песни на лестнице между этажами под гитару ребят со старшего курса. Нередки были "театральные представления" силами проживающих в корпусе, как-то: "отпевание по учебнику по ТММ с рейсшиной в виде креста, с проходом по всем этажам.
Творческий вечер нашего известного поэта Васисуалия Босенко, выставка мод, выставка абстрактных картин с вручением первого приза в виде батона за 13 копеек. Некоторые комнаты были украшены плакатами следующего содержания: "Умри, но шпору передай", "Тазика, утюга и хлеба нет", "Работай над обменом своих веществ"
Среди студентов были выдающиеся и невыдающиеся спортсмены, участники тур-слетов и просто физкультурники. Некоторые из них ездили оздоравливаться в спортивные лагеря, но это отдельная песня.
За нашим моральным обликом следила денно и нощно комендант общежития Надежда Захаровна. В это время вводились элементы самообслуживания как-то дежурство на вахте, помывка полов в коридорах и в бытовках, вынос мусора.
В то время, пока мы веселились, питались котлетами и поедали абонементные обеды, наши однокурсники- ленинградцы, заплатив 3 копейки за проезд в трамвае, голодные и бледные от недосыпания, читающие конспекты в транспорте, разъезжались во все концы нашего замечательного города.
Счастливые трамвайные билеты, которые гарантировали успешную сдачу экзамена или зачета непременно съедались.
В это счастливое студенческое время мы ездили в институт, писали шпоры, сдавали курсовики и проекты, сдавали "тысячи", жили замечательной неповторимой студенческой жизнью.
Здесь мы оставляем место для личных воспоминаний.
Итак, пролетело 5 лет. В продолжение эксперимента, весной 1964 года нас распределили на будущие месса работы, где мы должны были проходить преддипломную практику и написание дипломов. Неожиданно выяснилось, что мы еще не все изучили из положенного, и нам добавили еще один укороченный семестр, а мы уже раньше отпраздновали последнюю лекцию. Пройдя успешно преддипломную практику, и не менее успешно защитив дипломы, мы получили только значки поплавки и пока все. Надо было еще по месту распределения подтвердить, что мы достойны высокого звания советского инженера, выпускника ММФ ЛПИ.
За дипломами мы явились через год, естественно подтвердив все свои достоинства. Получение дипломов было отмечено в двух ресторанах
Самой замечательной традицией нашего курса стало, начиная с 1975, регулярные, каждые 5 лет, встречи, которые проходят в субботу 1 апреля.
С каждой встречей мы с большей теплотой вспоминаем наш вуз, наших однокурсников, наш факультет.
Со времени окончания прошло 50 лет. Наше студенческое братство живо в нас, поддерживает нас, помогает жить. Еще о многом вспоминается с улыбкой , с теплотой , признанием. У каждого из нас огромный ворох воспоминаний, которые всегда будут с нами, которые никогда не устареют и делают нас гордыми выпускниками ММФ ЛПИ им. Калинина.
Голубева Н.Н.
04 апреля 2015года, Санкт-Петербург
Стихи Вилора Павловича Федулова (выпуск ММФ-1965)
Чем хороши старинные друзья?
Да тем, что рядом с ними не старею…
Отстать нельзя, и обогнать нельзя…
Мы бампер к бамперу несемся по high-way – ю
И нам, друзья, не нужно унывать…
Что из того, что нам уже не двадцать?
Пусть с каждым днем труднее засыпать,
Но с каждым днем все легче просыпаться
Встречаемся, увы, недопустимо редко
Но все-таки еще друг друга узнаем
Пусть ниже с каждым днем на косяке отметка,
Но дух и интеллект все выше с каждым днем
С восторгом я гляжу на наше поколенье –
Что из того, что нас согнул радикулит?
Зато не так легко сгибаются колени,
Но живы мы, пока хоть что-нибудь болит
Конечно же, не знают годы снисхожденья
Иной из нас стал сед, другой – совсем сутул…
Но думает о нас, как прежде, провиденье –
Пусть стал не крепок сон - зато крепчает стул.
* * *
Пусть нас уже давно не манят приключенья
И держат на цепи простата и артрит.
Но все же среди нас бывают приключенья
И кое-то из нас по миру колесит.
Хотя, у большинства иные увлеченья,
Что из того, что мы не посетим Непал?
Зато мы знаем все о методах леченья
И острый интерес к лекарствам не пропал.
А годы все текут, но жизнь еще теплится
И к нам добра, и радует подчас.
Мы снова собрались! Знакомые все лица…
А раз мы можем пить – так выпьем же за нас!
Конечно, нам плевать на бронзы многопудье,
Но памятник себе отлили на века:
И всем нам вечным памятником будет
Посеянная нами ДНК!
2015