«С 2012 года сотни благотворителей внесли свой вклад в эндаумент, содействуя развитию нашего вуза, расширению его возможностей, реализации идей и начинаний. Это российские компании, банки, общественные организации, а также выпускники, сотрудники и студенты университета.
Эти имена навеки вписаны в историю Политеха, ведь эндаумент — не только источник средств, но и живая память о разных поколениях партнеров и друзей нашего вуза.».
Согласно статье 219 Налогового Кодекса, часть средств, направленных физическим лицом на благотворительные нужды, может быть возмещена по итогам года в форме налогового вычета. Возмещены могут быть и все затраченные на благотворительность средства, при условии, что вычет не превышает 25% его облагаемого годового дохода. Если же сумма пожертвований на благотворительные нужды превысила 25% всего дохода, то определять вычет нужно, умножив 25% вашего дохода на 0,13. Это максимальный процент, на который предоставляется вычет.
Социальные налоговые вычеты предоставляются не работодателями, а налоговыми органами по окончании финансового года, в котором произведено пожертвование (до 30 апреля) на основании письменного заявления, которое подается вместе с налоговой декларацией по форме № 3-НДФЛ и справки о доходах (справка о заработной плате от работодателя) за соответствующей год по форме № 2-НДФЛ.
Ограничений по сумме не установлено. При переводе необходимо учитывать, что банк удерживает 2% с каждого платежа в виде комиссии.
Речь идёт только о пожертвованиях в целевой капитал. Поскольку полученные денежные средства инвестируются и действует льготный режим налогообложения полученного дохода, то необходим особый механизм приёма и расходования благотворительной помощи. Это требование законодательства.
Целевой капитал формируется и пополняется за счет денежных средств, передаваемых индивидуальными и корпоративными жертвователями в собственность Фонда на основании договоров пожертвований или завещаний.
Эндаумент, как правило, формируется в течение многих лет. Это долгий и сложный процесс, результаты которого не могут проявиться мгновенно. В нем аккумулируются взносы и пожертвования из разных источников, сделанных в разное время. Так, Эндаумент-фонд Гарвардского университета формируется за счет пожертвований уже более 350 лет.
Самую большую долю в формировании и постоянном его пополнении в американских университетах занимают взносы и дары выпускников и их родителей, друзей и единомышленников. Это объясняется их желанием отблагодарить свой alma mater за полученные знания, навыки и опыт.
От обычных благотворительных фондов Фонды целевого капитала (Эндаумент-фонды) отличаются тем, что направляют на благотворительные цели не пожертвования, а инвестиционный доход от сформированного на базе пожертвований капитала. Целевой капитал формируется из средств учредителей, индивидуальных пожертвований, а также публичного сбора денежных средств. Целевое использование средств, в соответствии с профилем фонда, строго регламентировано законодательством. В основе возможности выделения грантов и поощрений на регулярной основе, стабильного финансирования развития определенной социальной сферы лежит эффективность работы управляющей капиталом фонда компании.
Целевой капитал – российский первод англисого слова Эндаумент (endowment). Эндаумент – бессрочный дар в виде денежных средств или имущества, переданный организации на специальные цели.
За последние годы при ведущих вузах России всё активнее создаются Фонды целевого капитала, которые аккумулируют пожертвования выпускников и друзей университета. Это так называемые Эндаумент-фонды, их особенность заключается в том, что они неприкосновенны, а использоваться может только доход, который приносит Фонд.
Самые большие Эндаументы созданы в частных высших учебных заведениях. Например, Эндаумент Гарвардского университета насчитывает порядка 35 миллиардов долларов. В связи с этим поделиться опытом в формировании системы фандрайзинга и развития Эндаумента Политех пригласил представителей одного из самых известных частных вузов России – Европейского университета (ЕУ). У этого вуза нет государственного финансирования, и основная часть бюджета состоит из пожертвований, которые превратились в проценты от Эндаумента.
Эндаумент – самый надежный способ финансирования вуза. Доход от таких источников, как государственное финансирование, которое во всем мире снижается, плата за обучение и заказные проекты, наличие которых сложно предсказать, можно планировать всего лишь на 3 года. Получается, стратегические цели развития университета не обеспечены гарантированным финансированием. Эндаумент – это единственный источник, который позволяет нам уверенно смотреть в будущее и планировать стратегию университета. Эндаумент актуален только тогда, когда вы думаете о своем университете с горизонтом минимум в 50 лет.
У ведущих университетов мира от 8 до 30 % бюджета поддерживается доходами от Эндаумента, что позволяет им пережить любые возможные падения других источников финансирования.
В университетах фандрайзинг ориентирован, прежде всего, на привлечение дополнительных средств на реализацию научных, образовательных, инновационных и иных проектов.
За фандрайзингом, как правило, следует реализация проекта – процесс, финансирование которого осуществляется за счет внешних привлеченных средств. Фандрайзинг и управление проектом, следовательно, являются двумя последовательными этапами реализации одной проектной идеи, которая осуществляется по стадиям: от инициации до результата.
Понятие fundraising появилось в США и в дословном переводе означает «найти финансирование». В русском языке не существует собственного эквивалента данному термину, поэтому в обиходе употребляется транслитерированное заимствование фандрайзинг.
В России фандрайзингом часто называют социальную акцию, сбор средств на некоммерческие и благотворительные проекты, однако в действительности определение данного термина несколько шире и серьезнее. Фандрайзинг — целенаправленная стратегия привлечения различных ресурсов, которые организация не в силах обеспечить самостоятельно, с применением актуальных маркетинговых инструментов, методов и технологий.